вернуться в раздел

Биржевой рынок Польши
(Оптовые рынки, группы сельскохозяйственных производителей и складские дома)

Михайлов Е.А.


      Уже много лет в Польше принимаются меры по созданию рыночных институтов, занимающихся профессиональной организацией оптового оборота сельскохозяйственными продуктами, а также по созданию групп сельскохозяйственных производителей, сотрудничающих с этими рынками.
     В результате проведения ведомственной программы, а также правительственных программ построения и развертывания оптовых рынков и Варшавской товарной биржи, - I и II этап, в Польше работает сейчас около 20 оптовых рынков, созданных в форме акционерных обществ. Главными акционерами этих обществ являются, во-первых, государственные структуры (Агентство аграрного рынка, Агентство аграрных недвижимостей, Агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства), во-вторых, отдельные коммерсанты, самоуправленческие организации, сельскохозяйственные производители и другие субъекты. Схема создания таких оптовых рынков после долгого выбора была заимствована у Франции. Кстати, во Франции вопрос закрытия старых рынков и перевод с.-х. продукции на созданные оптовые рынки прошел довольно болезненно: с акциями неповиновения и применения силы со стороны жандармерии. В Польше, учтя негативный опыт, завлекли на оптовые рынки продавцов благодаря участию владельцев городских с.-х. рынков, предложив им стать акционерами созданных структур, что позволило без лишних споров ликвидировать старые структуры. Польские оптовые рынки, благодаря координации и концентрации поставок от производителей и имеющимся техническим и организационным возможностям, предлагают большие, однородные партии продуктов. Предлагаются услуги, связанные с промоцией (прим. автора: продвижение товара на рынке) и рекламой с.-х. продуктов, их хранением, качественным контролем и стандартизацией, переработкой, упаковкой и маркировкой.
     К самым современным, удовлетворяющим европейским требованиям принадлежат межрегиональные оптовые рынки, построенные "на голом месте" в Познани, Бронишах (под Варшавой), Гданьске, Элижовце (Люблин) и во Вроцлаве. Кроме того, работают местные рынки, обеспечивающие снабжением малых городов, часто возникшие в результате адаптации существующих объектов.
     Один из таких межрегиональных оптовых рынков посетила наша делегация в Бронише, в нескольких километрах от Варшавы по Берлинской трассе.
     АО "Варшавский сельскохозяйственный продовольственный оптовый рынок Бронише" является не только наиболее крупным и современным оптовым рынком в Польше, но и во всей Центрально-Восточной Европе. Рынок был открыт в 1999 году, после 1,5 лет строительных работ на землях бывшей овощной селекционной станции. Привлечение к строительству зарубежных компаний Германии, Голландии, Италии по результатам открытого тендера гарантировало высокое качество и долговечность работ, что было отмечено спустя 5 лет эксплуатации.
     Рынок занимает территорию в 63 гектара, из которых 40 гектаров - инфрастуктура рынка, а 23 гектара - подъезды и дороги. Восемь полос подъездной дороги гарантирует безаварийный подъезд к рынку. Для покупателей и продавцов предусмотрены отдельные въезды-выезды. В период наиболее напряженного графика время ожидания транспортного средства на въезд не превышает 15 минут. Хранилища и крытые торговые площадки занимают площадь 8 гектаров. Также отведены специальные места для продажи товаров прямо с машин. Ежедневно такой вид торговли можно осуществлять с 1300 машин. За летний сезон на территории рынка ежедневно въезжает до 10 тысяч машин. В течение летнего периода, в наиболее оживленное время торговли овощами и фруктами, месячная продажа этих товаров составляет 40-60 тысяч тонн. Реализуемая продукция дифференцирована на секции: цветы, фрукты, овощи, продовольственные товары. В подготовительной стадии секции реализации мяса домашних животных, птицы и рыбы. Продается с.-х. продукция как отечественная, так и импортная. В среднем, импортная продукция дороже польского товара всего на 6 %, а со вступлением в мае страны в ЕС даже эта небольшая разница исчезнет, оставив с.-х. производителей в условиях конкуренции с их коллегами из европейских стран.
     С машин продают свою продукцию в основном мелкие фермеры, появляясь на рынке в утренние часы, у которых часто перекупают продукцию оптовые продавцы, арендующие места в крытых торговых площадках. Приобретенный у фермера товар посредством грузчиков рынка транспортируется в места сортировки, где формируют партии по 6 кг (минимально разрешаемая партия продажи), упаковывают и маркируют согласно строгим европейским правилам. Постоянными оптовыми продавцами выступают как сами фермеры, члены их семей или нанятые фермерскими кооперативами профессиональные торговцы, так и сторонние предприниматели. Крытые торговые площадки оборудованы лампами дневного света и системами кондиционирования, по необходимости создающие микроклимат в отдельном боксе продавца для определенной продукции. Поскольку рынок работает в круглосуточном режиме, для его клиентов предусмотрены все виды инфраструктуры: от мест парковки личного транспорта до 9-ти пунктов общественного питания, предлагающие блюда польской и восточной кухни.
     Отсутствие хаотичной суеты, толкотни и шума, простор, идеальная всеобщая чистота и порядок завораживает взор, особенно в секции цветов, где существует школа Флористики, которая не только обучает продавцов цветов профессии флориста, но и организует для широкой публики предпраздничные показы композиций цветов.
     Кстати, именно круглосуточный режим работы рынка польские коллеги приводили как негатив, не позволяющий сформировать более независимую от времени суток реализационную цену. В идеале, по их мнению, режим работы должен быть не более 6 часов - с утра и до обеда - когда на рынке появляется крупнооптовые покупатели (супермаркеты, гостиницы, больницы и пр.).
     Оптовые рынки - это также базы информации о предложении, спросе и рыночных ценах. Например, любой желающий может узнать совершенно бесплатно данную информацию, посетив интернет сайт рынка www.bronisze.com.pl или позвонив по круглосуточному многоканальному телефону. Отмечу, что ни государство, ни администрация рынка, не имеет права вмешиваться в ценовой механизм - цены регулируются только отношением спроса и предложения. Государство, в лице администрации рынка, отвечает только за обеспечение охраны порядка и чистоты, предоставление и сохранение нормальных и равных условий работы для всех клиентов, и регулируют только арендную плату. Стоимость аренды 1 кв. м торгового помещения эквивалентна 13 долл. США, а складского помещения - 9 долл. США. Аренда торговой площади одновременно освобождает арендатора от необходимости оплаты въезда на рынок. Въездной билет должен быть куплен покупателем, а также всеми теми, кто не является арендатором. Такой порядок полностью исключает наличие на территории посторонних лиц.
     Общественный порядок обеспечивается постоянным удаленным видео надзором службой внутренней охраны, которая благодаря нескольким сотням видеокамер охватывает своим взором всю территорию. Безопасность заключаемых торговых сделок обеспечивает банк, действующий круглосуточно на территории рынка. Банк производит операции по обмену валюты, внесению и снятию наличных средств, а также безналичные операции. Администрация рынка не смогла ответить на наш вопрос об объёме денежного оборота сделок и дифференцировать его на наличные и безналичные обороты, поскольку никакого контроля за объёмами реализации продукции клиентов не ведется вовсе. Существует только ценовой мониторинг и контроль качества.
     Рынок уже готов начать работу по двухстороннему международному обороту с.-х. продукции. На его территории действуют Бюро обслуживания экспорта и Таможенное агентство. В будущем планируется открыть отделения инспекции по Охране растений и Центральной инспекции стандартизации. Всё это направленно на обеспечение высокого качества экспортируемых товаров и их соответствие всем нормам европейского права.
     Сейчас рынок приступает к созданию логистического центра, который будет облегчать товарооборот в области действия оптового рынка. Создание логистических центров позволит обществам, управляющим оптовыми рынками расширить свою деятельность по направлению оснащения сельскохозяйственными продуктами больших торговый сетей (по заказу магазинов и супермаркетов) за собственный счет и создание экспортных баз. Также планируется строительство гостиничного комплекса. Рынок отвечает всем требованиям, касающимся охраны окружающей среды и противопожарной безопасности, установленными директивами Евросоюза. Рынок располагает собственными очистными сооружениями, которые даже производят очистку отводимой с территории рынка дождевой воды с целью недопущения проникновения в грунтовые воды автомобильных масел и жиров. Мощность очистных сооружений позволяет дополнительно производить очистку стоков для местных жителей.
     Строительство Рынка в Бронише обошлось в 57 млн. долл. США. Основная часть затрат была покрыты кредитом Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), часть - средствами Кредит Банка, ставшим впоследствии акционером и банком по обслуживанию клиентов рынка. Сейчас 59,56% акционерного капитала принадлежит государственным структурам, отвечающим за развитие сельское хозяйства; 31,85 % - в руках обществ продавцов и кооперативов; 0,36% капитала принадлежит местным органам власти, и 8,23 % акций принадлежит Кредит Банку и Мостостроительной компании, воздвигавшей каркасы крытые торговые площадки. По оценкам экспертов, рыночная стоимость оптового рынка Бронише оценивается в 220 млн. долл. США. Поэтому после выполнения всех кредитных обязательств перед ЕБРР, значительная часть государственных акций, возможно, будет продана с.-х. производителям и их производственным группам.
     Правильное функционирование оптовых рынков обусловлено в значительной мере развитием групп производителей и их долевым участием на оптовых рынках. Развитие групп производителей в Польше - особенно в условиях большой раздробленности хозяйств (средний размер с.-х. угодий в хозяйстве около 8 га) - это основная задача, направленная на правильное функционирование польского аграрного рынка и приспособления к требованиям ЕС, особенно в сфере организации рынка овощей и фруктов.
     Принятый Сеймом закон от 15 сентября 2000 г "О группах сельскохозяйственных производителей и их союзах", а также изданное на его основе распоряжение от 15 марта 2001 г "О списке продуктов и групп продуктов, для которых могут создаваться группы сельскохозяйственных производителей, о минимальных годовых размерах товарного производства и минимальном числе членов групп сельскохозяйственных производителей" создают условия для ускорения создания и развития групп.
     Главные выгоды для сельскохозяйственных производителей: 1) улучшение конкурентоспособности и построение партнерских контактов с другими участниками рынка; 2) улучшение экономических эффектов посредством:

  1. ограничение числа посредников в получение части торговой маржи,

  2. приспособления производства к требованиям рынка,

  3. совместные инвестиции в области складирования, хранения и приготовления продуктов к торговле,

  4. совместная промоция и введение продуктов на рынок.

     Принятый 16 ноября 2000 г. закон о складских домах и об изменении Гражданского кодекса, Гражданско-процессуального кодекса и других законов создал новый институт - складские дома и обеспечил правила их работы и выдачи ценных бумаг - складских аккредитивов и оборота этими аккредитивами.
     Цель института складских домов заключается в: 1) рационализации и обеспечении товарооборота; 2) введении новой основы для кредита.
     Складские дома обеспечивают, с одной стороны, сохранение права собственности на товар, а с другой - дают возможность совершенствовать платежи и брать кредиты под залог будущей продажи товаров. Надзор за складским домом для сельскохозяйственных товаров осуществляет министр, которому подчинены сельскохозяйственные рынки. Складские дома имеют право складировать зерно, семена рапса и бобовых растений.
     Конечная цель данных институтов заключается в создании эффективного и современного аграрного рынка отвечающего стандартам Европы, при обязательном участии сельскохозяйственных производителей.
     Но самый главный вывод после нашей рабочей поездки в Польшу заключается в том, что созданная инфраструктура аграрного рынка, несмотря за затраченные огромные средства, показала воплощение на практике замыслов данной части аграрной реформы на 100 % и свою высокую эффективность в организации цивилизованных условий реализации с.-х. продукции в интересах села.

вернуться в раздел
Hosted by uCoz